Новости с места

Размышления в ходе семинара

Петербург                                                                                                                                                                                          20-22 января 2013 года

 

Размышления в ходе семинара

С самого начала семинар по церковному пению в Петербурге вызывал некоторую опаску. Аргументы были самые простые и очевидные – город со своими устоявшимися певческими традициями, издавна наличествует гласное и негласное соперничество с Москвой в школе, традиции, практиках, стилях, методиках. Так было в России дореволюционной, советской, отголоски этого есть и сегодня. На уровне личностей, возможно, этого нет – люди просто заняты делом, но на уровне восприятия со стороны – соперничество безусловно есть. Но может быть это просто грани одной культуры? А мы, привыкшие делить, сравнивать, сопоставлять, не в состоянии это признать и увидеть с высоты птичьего полета? Возможно…

Петербург – третья площадка проекта семинаров «Русские регенты. Объединение», получившего грант Президентского фонда культурных инициатив. В нашей концепции было не только объединение разных традиций в области церковного пения, которые несомненно издавна существуют и различаются по месту и времени становления, бытования, преобладания. Таковы исполнительские церковные традиции Украины – например, Киева и Киево-Печерской лавры. Или московские напевы и уставы, или петербургские, или северные – Валаамские, Соловецкие. Но оказалось, что в процессе следования от семинара к семинару, а питерский семинар идет вслед за семинарами в Муроме и Москве, то нахождение общего в искусстве хорового пения церковном и искусстве светском – это тоже оказалось в поле нашего зрения. И это правильно со всех точек зрения!

И посмотрите, что стоит за этой идеологической преамбулой?

Во-первых, в Петербург прибыло почти 90 человек участников - от студентов духовных семинарий до регентов кафедральных соборов. Преподавателями стали те, опыт которых исчисляется десятилетиями служения делу. Эти люди на виду, их профессиональный авторитет безусловен. Кто это?

Протодиакон Александр Кедров
Владимир Семенюк
Илья Вашерук
Алексей Гвоздецкий
Юлия Карпачева
Евгений Тугаринов

Во-вторых, площадкой семинара церковной тематики в очередной раз становится государственное музыкально-образовательное учреждение. Нас не просто пустили и дали кров, нам открыли двери на совершенно безвозмездной основе, к нам, отнеслись со всем профессиональным и человеческим пониманием, которое не различает конфессиональных, стилистических и каких-либо иных преград.

В-третьих, мы изменили формат семинара, и наш временный отход от подготовки всенощного бдения лишь подчеркивает наше понимание ценности питерской традиции обиходного церковного пения. Возможно, рамки двухдневной встречи не позволяют увидеть всю красоту и достоинство разных певческих практик и особенностей. Люди долго осваивают ту или иную певческую обиходную практику и только немногие способны удерживать внутри себя разные ответвления по сути одного и того же.

В-четвертых, перемена в формате сделана в сторону светского искусства. Вместо всенощного бдения мы поставили концерт. Кто-то скажет – нерасчетливо, неосуществимо. Не будем спорить, но мы не столько думаем о результате, сколько о процессе, т.е. работе конкретных мастеров хорового пения, руки и сердце которых способны творить Музыку, Искусство и показывать пути достижения результата. В этом отношении участие в семинаре профессора В.О. Семенюка и профессора В.А. Чернушенко – это и статус мероприятия, и его творческий уровень, и возможность общения на профессиональные темы с Мастерами, которым в России да и в мире нет равных! В этом уникальность наших семинаров.

В-пятых, на семинар приехал протодиакон Александр Кедров – наследник более, чем столетней певческой фамильной традиции. Его дед – Н.Н. Кедров-отец был создателем первого в России профессионального мужского вокального квартета (кстати, в Петербурге), с которым певал Ф.И. Шаляпин. Продолжателем был Н.Н. Кедров-сын, знавший С.В. Рахманинова и многих иных великих русских эмигрантов. По творческой линии протодиакон Александр – Кедров-внук. Он также продолжал ансамблевую традицию семьи и уже почти двадцать лет руководит хором кафедрального собора св. Александра Невского в Париже. Этот хор, особенно после революции и последующие за тем годы, называемые Русским Рассеянием или Русским Зарубежьем, вырос в коллектив, равному которому не было и нет поныне.

На семинар в Петербург приехало почти 90 регентов из самых разных и порой отдаленных уголков нашей страны. Разумеется, наибольшее представительство имеют Москва, Подмосковье и Петербург с областью. Но приехали регенты с Урала, из Сибири, из Чувашии и Мордовии, из Мурманска и Петрозаводска. Людей потянуло дело – это главное, значит мы, задумывая семинар, не ошиблись. Регенты и певчие хотят встречаться, общаться, профессионально расти, обмениваться опытом. Причем разговор идет не на первоначальном уровне обмена репертуаром, а на уровне постижения особенностей хоровой работы как в церковном, так и светском аспекте. Ценность семинаров в их востребованности, в их серьезности, неформальности, глубине и содержательности разговора. Именно на это мы рассчитывали, надеялись, и именно это вселяет в нас надежду на то, что продолжение семинаров будет,  как и будет расширение форм и географии их проведения.

Евгений Тугаринов, 

руководитель проекта «Русские регенты. Объединение»